Аналитика

21.03.2018
Антон Жураковский
Под знаком русофобии

Под знаком русофобии

Новая украинская идентичность: миф или реальность?

Одним из главных достижений «евромайдана» нынешняя украинская власть и поддерживающая ее интеллектуальная обслуга считает рождение украинской политической нации и формирование качественно новой украинской этнической и гражданской идентичности на ярко выраженной прозападно-антироссийской и антирусской основе. Лукавый эвфемизм «єдина країна» («единая страна»), на деле означающий полное игнорирование политических и мировоззренческих ценностей, а также культурно-языковых прав и потребностей значительной части населения Украины (прежде всего жителей юго-восточных регионов), стал одним из ключевых лозунгов постмайданной пропаганды практически сразу же после февральского переворота 2014 года.

Взлелеянная украинскими национал-шовинистами в 1990-е годы мечта о построении так называемой «украинской Украины», еще не так давно даже некоторым из них казавшаяся неосуществимой утопией, стала приобретать практические очертания после отпадения от Украины Крыма и немалой части Донбасса. В немалой степени этому способствовало и возобновление открытого геополитического противостояния между Российской Федерацией и Западом (в лице США и ЕС), первые признаки которого стали заметны еще в 2000-е, и которое после известных событий на Украине зимы 2013-2014 г. вновь стало одним из стержневых вопросов мировой геополитики. Место и роль в этом противостоянии постмайданной Украины как важнейшего антироссийского плацдарма Запада под самым боком у РФ, пожалуй, трудно переоценить.

Нельзя не признать - при всех провалах в социально-экономической области, в сфере внутренней и внешней политики нынешняя власть немало потрудилась над тем, чтобы превратить Украину в авторитарное государство, открыто враждебное России и русскому миру. Чтобы ясно представлять, как в обозримой перспективе будут складываться украино-российские отношения и какое будущее ждет саму Украину, желательно иметь, по возможности, объективное представление о сегодняшних настроениях, царящих в украинском обществе, и о том, как нынешняя украинская власть намеревается эти настроения направить в выгодное для себя русло.

*       *       *

В канун очередной годовщины референдума 17 марта 1991 г. на Украине были обнародованы результаты весьма любопытного социологического исследования. На первый взгляд они выглядят весьма неожиданно. Как оказалось, 36% жителей Украины считают раcпад СССР негативным событием, в то время, как позитивно относится к развалу Советского Союза 31% опрошенных. В соответствии с тем же исследованием только 40% украинских граждан выступает за присоединение Украины к НАТО. Cтоит отметить, что исследование не проводилось на неподконтрольной Украине части Донбасса, а также в Крыму - регионах, в которых уровень «просоветских»/«пророссийских» и антинатовских настроений на протяжении последней четверти века традиционно был наиболее высоким. Весьма примечателен также тот факт, что организатором и заказчиком опроса выступил американский Национальный демократический институт - организация традиционно близкая к Демпартии США. Американцы при проведении подобных исследованиях, как правило, стремятся получить более-менее объективные замеры общественных настроений - особенно на подопечных территориях.

Впрочем, социологические исследования, проведенные недавно украинскими социологическими центрами, выдают, в общем, схожие результаты - особенно по количеству украинских граждан, сожалеющих о распаде СССР (30% по данным опроса социологической группы Рейтинг). Так что в данном случае можно говорить не о случайности, а об определенной тенденции в массовом сознании.

О чем же свидетельствует эта тенденция? И вообще каждый третий житель Украины, ностальгирующий по Советскому Союзу - это много или мало? С одной стороны, подобная статистика не может не радовать - особенно если учесть массированную обработку общественного мнения в духе оголтелой русофобии и антисоветизма, которая уже не первый год проводится украинской властью и подконтрольными ей СМИ. Причем эта обработка началась не в 2014 г., а гораздо раньше - фактически сразу же после провозглашения украинской «незалежности» в 1991 г. В последние четыре года пропагандистское оболванивание населения в антисоветско-антироссийском ключе просто приобрело неприкрыто агрессивный и отвязанный характер, особенно после принятия в 2015 г. печально известных законов о «декоммунизации».

Естественно, то, что в подобной ситуации треть населения Украины открыто заявляет о своих «просоветских» симпатиях - в общем, не так уж и мало. В значительной мере это можно даже расценить как своего рода молчаливый протест против всей нынешней политики «евромайданной» власти - в том числе и по отношению к историческому прошлому. В условиях, когда жизнь абсолютной массы украинских граждан с каждым месяцем становится все хуже и хуже бесконечные проклятия Порошенко и Ко в адрес ненавистной советской «империи зла» у многих украинских граждан вызывают вполне естественную реакцию отторжения. Тем более что, начав с повального сноса памятников Ленину и переименования улиц и населенных пунктов, доморощенные «декоммунизаторы» явно не намерены останавливаться. Сфера запретов в сегодняшней «европейской» Украине поистине не знает пределов, постепенно распространившись и на такие чувствительные для широких слоев населения темы, как празднование привычных праздников, просмотр любимых фильмов и т.п. Образно говоря, если власть не в состоянии обеспечить народ хлебом, то она хотя бы не должна отнимать у него зрелища. В противном случае массовое недовольство ей обеспечено.

С другой стороны, не стоит забывать, что на референдуме 17 марта 1991 года за сохранение Советского Союза как единого государства высказалось более 70% жителей тогдашней УССР. Даже после того, как в декабре 1991 около 90% жителей Украины поддержали создание «незалежной» Украины (есть, кстати, серьезные свидетельства, позволяющие говорить, что данный результат явился следствием многочисленных фальсификаций и подтасовок), в общественном мнении идея «самостийности» долгое время пользовалась устойчивой поддержкой менее чем половины жителей Украины, о чем свидетельствовали многочисленные социологические опросы, проводившиеся в 1990-е годы. Более того, те же социологические исследования с завидным постоянством показывали широкую поддержку в общественном мнении идеи возрождения союзного государства по крайней мере в форме Союза России, Украины и Белоруссии. Аналогично на протяжении двух десятилетий после развала Союза абсолютное большинство жителей Украины поддерживали идею придания русскому языку статуса второго государственного наравне с украинским. В то же время идея вступления Украины в НАТО вплоть до самого недавнего момента пользовалась поддержкой не более 20-25% украинских граждан.

В этом смысле вполне очевидно, что определенный сдвиг в вопросах геополитической ориентации и культурно-цивилизационного выбора у немалой части жителей Украины все же произошел. Победа прозападно-антироссийского «евромайдана», приведшая к отпадению от Украины Крыма и части Донбасса - наиболее пророссийски настроенных регионов - действительно сделала нынешнюю Украину более однородной в политическом, этнокультурном и ментальном аспектах. Вместе с тем само нынешнее торжество русофобской идеологии на Украине было бы невозможно  без политических, идеологических и организационных предпосылок, которые последовательно стали закладываться в фундамент «постсоветской Украины» еще в 1990-е годы. Таковыми стали:

- проводившаяся при всех украинских властях, начиная с 1991 г., последовательная украинизация системы образования, обернувшаяся на практике массовым закрытием русских детских садов и школ, выбрасыванием из школьной программы предмета «русская литература» и медленным, но неуклонным вытеснением русского языка из сферы высшего образования;

- еще большее отдаление украинского языка от русского посредством вытеснения из него общих с русским языком понятий и терминов и целенаправленного внедрения в него неологизмов из лексикона канадской диаспоры (прямое продолжение лингвистической традиции Грушевского-Скрыпника, заключавшейся в максимальном вытеснении из украинского языка так называемых «русизмов» путем замены их полонизмами, германизмами и иными заимствованиями);

- демонтаж общего исторического прошлого украинского и русского народов, со временем превратившийся в тотальное переписывание отечественной истории, направленное на формирование у жителей Украины еще с детских лет образа врага из России и русских, героизация и прославление любых исторических фигур в разные времена противостоявших «Москве»;

- системная антисоветская и антироссийская пропаганда в украинских СМИ, направленная на все то же создание образа врага из России;

- вначале скрытая, ползучая, а затем все более явная реабилитация ОУН-УПА и других националистических формирований, в годы войны сотрудничавших с немецко-фашистскими оккупантами;

- создание с молчаливого одобрения властей (а то и при прямой поддержке украинских спецслужб) разного рода националистических организаций, в том числе крайне правого толка, таких как УНА-УНСО, Конгресс украинских националистов, «Тризуб» (из которого впоследствии вылупился «Правый сектор») и др.;

- создание разветвленной сети неправительственных организаций, аналитических центров, печатных изданий и интернет-сайтов, опиравшихся на финансирование из-за рубежа (прежде всего из США) и нацеленных на выращивание и формирование широкого слоя прозападно- и антироссийски ориентированной интеллектуальной элиты;

- поощрение целенаправленной миграции в Киев выходцев из западноукраинских регионов, создание для них условий наибольшего благоприятствования при поступлении в вузы (здесь особую роль сыграла созданный в 1991 г. печально известный Национальный университет «Киево-Могилянская академия», или «Могилянка», ставший  настоящим рассадником националистически настроенной гуманитарной интеллигенции), а также продвижение их на руководящие посты в госаппарате, прежде всего в гуманитарной сфере.

Именно долговременное и планомерное сочетание этих факторов и привело к тому, что давний лозунг украинского националистического движения «Геть від Москви!» (Прочь от Москвы), в начале 1990-х годов освятивший создание «незалежной» Украины, в конце концов стал краеугольным камнем постмайданной украинской «национальной идеи».

Безусловно, немалая часть украинского общества русофобскую идеологию не приемлет, сохраняя память о многовековом русско-украинском единстве. Ключевая проблема заключается в том, что в нынешних общественно-политических реалиях публично оппонировать на Украине бандеровскому национализму - занятие рискованное и небезопасное. Вот и остается с ностальгией вспоминать об общем прошлом и о разрушенном в 1991 году едином Отечестве.

Голосов:
29

Комментариев: 0

Просмотров: 1631

Поделиться

Новости

22.06.2018 //17:01
Российские и казахские парламентарии обсудили вопросы приграничного сотрудничества в Алтайском крае
22.06.2018 //16:33
Памятник погибшим в плену гражданам СССР установили во Франкфурта-на-Майне
21.06.2018 //18:37
В Минске записали киноверсию спектакля «Русский Мир»
21.06.2018 //17:07
Накануне Дня памяти и скорби по всей России и за рубежом пройдет акция «Свеча Памяти»
21.06.2018 //16:17
Звёзды итальянской оперы выступят на фестивале в Плёсе
21.06.2018 //15:32
«Роскосмос» планирует создать космический образовательный центр ООН
21.06.2018 //14:10
В Астане обсудили расширение инновационных связей между Россией и Казахстаном
20.06.2018 //19:21
МИД России ответил Латвии на так называемый «список Магнитского»
20.06.2018 //17:57
В Бангладеш прошел семинар молодых спортивных журналистов, приуроченный к ЧМ-2018
20.06.2018 //17:28
В Харбине появилась платформа для инновационного сотрудничества с Россией

Все новости

Также по теме