Интервью

26.07.2018
Денис Сутыка
Джузеппе Ланчи: «Тарковский никогда не был доволен тем, что мы делали»

Джузеппе Ланчи: «Тарковский никогда не был доволен тем, что мы делали»

В рамках XII  Международного кинофестиваля имени Андрея Тарковского «Зеркало» в Москве побывал итальянский оператор Джузеппе Ланчи. Классик мирового кинематографа представил зрителю «Ностальгию» и ответил на вопросы газеты «Культура».

- На показе «Ностальгии» зал был полон, а среди зрителей много молодежи.

- Меня порадовало, что в России так ценят и любят творчество Тарковского. Фильм «Ностальгия» сложен для восприятия. Однако, как вы правильно заметили, на него пришло очень много людей. Значит, хотят разобраться в себе, лучше понять режиссера и нашу жизнь. Я вижу в этом добрый знак.

- Ностальгия по Родине - понятие национальное. Как думаете, чем итальянская отличается от русской?

- Это сложный вопрос. Тут надо быть философом. Сегодня многие молодые итальянцы уезжают в поисках работы. Вдали от своей страны они заводят семьи, строят карьеру и, кажется, вполне счастливы. Могу ошибаться, но, думаю, итальянцы тоскуют по Родине гораздо меньше, чем русские.

- Вы работали с выдающимися европейскими режиссерами. Отличался ли их подход к съемкам от того, что предлагал Тарковский?

- Я сотрудничал в основном с итальянским режиссерами. Немного снимал в Голландии и Франции. Из русских - только с Андреем Арсеньевичем. Главное отличие его работы от западных режиссеров - продолжительный подготовительный период. Мы слушали музыку, общались, смотрели различные фильмы, говорили о будущем. Постепенно я погружался в русскую культуру, понимание которой было нужно для «Ностальгии».

Тарковский был очень целеустремленным. Если он что-то задумал, то доводил начатое до конца. Когда начинал снимать, его было невозможно остановить. Вся наша группа отмечала невероятную харизму режиссера. Однако работать с ним было непросто, потому что Тарковский был очень требователен к себе и окружающим. Он никогда не был доволен тем, что мы делали. Тогда многих технологий еще не существовало. Это сегодня можно сразу увидеть результат, а раньше мы каждый вечер проверяли отснятый на пленку материал. Он уделял большое внимание монтажу. Позднее его супруга, Лариса, сказала мне, что маэстро остался доволен моей работой.

- Чему вы у него научились?

- Каждый раз, пересматривая «Ностальгию», я убеждаюсь, что те вопросы, которые поднимает Тарковский, - основополагающие для каждого человека. Самое главное, что я вынес, - никогда нельзя останавливаться на достигнутом, нужно все время совершенствоваться. Я преподаю в экспериментальной кинематографической школе, где пытаюсь донести до студентов эти постулаты. Мы смотрим «Ностальгию» в середине курса, когда ребята уже овладели определенными знаниями. Фильм служит для них грамматикой по правильной установке света, который имеет основополагающее значение в картинах Тарковского.

- Работа с Тарковским как-то повлияла на вашу востребованность в кинематографе?

- После «Ностальгии» на меня посыпалось огромное количество предложений. Но был здесь и свой минус. Тарковский научил нас делать все как можно лучше. К сожалению, не все режиссеры умели так же работать, и это огорчало.

- Если сравнивать авторский кинематограф 80-х годов с современным, то, по-Вашему, какие изменения он претерпел?

- Сейчас цифровые технологии открыли огромные возможности. В том числе для прихода в итальянский кинематограф людей не всегда профессиональных. Фильмы, снятые на пленку, предъявляли большие требования к оператору и режиссеру. Нам приходилось очень старательно готовиться, репетировать, размышлять о своей работе. Сейчас снимают быстро. Наверное, просто век такой: все стремится к ускорению. Сегодня в кино меньше думают и созерцают.

- В Италии Тарковский впервые столкнулся с коммерческой моделью финансирования фильмов. Сетовал, что не может найти денег на картину. И даже предощущал, что в будущем кинематограф станет продюсерским. Вы говорили с ним об этом?

- Нет, такой темы не касались. Тарковский приехал в Италию в 80-х годах. Вместе с Тонино Гуэрра они искали места для съемок. Так родился документальный фильм «Время путешествия». Параллельно пытались достать денег, но им это не удалось. Тарковский вернулся в СССР с грустными мыслями. Казалось, фильм не состоится. Но, пока он был в Москве, Тонино Гуэрра уговорил своего друга, директора телерадиокомпании RAI Серджио Дзаволи снять «Ностальгию». Все деньги дала RAI.

После съемок я почти не видел Тарковского. Он купил себе дом недалеко от Рима. Его последнюю картину - «Жертвоприношение» должны были продюсировать RAI совместно с институтом кинематографии Швеции. Тарковский предложил мне снова поработать вместе. Однако в какой-то момент RAI вышла из проекта, и мне тоже пришлось это сделать. Когда я увидел Тарковского после «Жертвоприношения», он был уже очень болен.

- Благодаря режиссеру вам удалось лучше понять нашу страну?

- К сожалению, нет. Наверное, вы так и остались для меня загадкой. Как и сам Тарковский. Когда говоришь через переводчика, то не можешь доверять такие личные, я бы даже сказал интимные, вещи. Наши отношения были, скорее, деловыми. Однако я чувствовал, что Тарковский живет не в ладу с самим собой. У него было ощущение, что он никогда не вернется на Родину. Так же, как и главный герой «Ностальгии».

Голосов:
0

Комментариев: 0

Просмотров: 1008

Поделиться

Новости

17.12.2018 //14:57
Китайские туристам отменят визы на Камчатку
14.12.2018 //14:36
Крепнет взаимодействие между научными и образовательными организациями России и Сирии
13.12.2018 //13:49
Российские военнослужащие доставили сладкий груз для сирийских детей
07.12.2018 //18:36
В столице Катара открылась выставка русского авангарда
07.12.2018 //13:21
Россия представила в Мадриде проект, направленный на привлечение туристов из Испании
07.12.2018 //12:26
Механизм электронных виз будет распространен на Бурятию и Забайкальский край
05.12.2018 //11:59
Выставочные проекты Музея оружия войдут в программу «Русских сезонов» в Германии
04.12.2018 //14:43
Санкт-Петербург в третий раз признан «лидирующим культурным направлением мира»
04.12.2018 //12:37
В Ницце проходит VI Фестиваль российского кино
03.12.2018 //16:16
Концерт Московского Синодального хора прошел в Вене в рамках Российско-австрийского года музыки

Все новости

Также по теме

Компромисс несогласных. Саммит «Большой Двадцатки» в Аргентине